Узнали у Андрея Попова, на что он потратил свой первый серьёзный гонорар за картины, почему хочет уехать в Москву и почему пожадничал подарить картину стадиона «Краснодар» Сергею Галицкому.
Беседовала Ксения Бороздина
Почему вдруг художник?
С детства рисую. Ходил в «художку» на улице Октябрьской. Когда пришло время высшего образования, думал поступать на строителя. Но не хватило баллов по математике, а в армию идти не хотел. В то время мой брат учился в колледже на педагогическом, там же был и худграф. За 20 дней подкурсов я «подтянул рисунок» и поступил в колледж. Потом — в Армавирский университет на заочное. Уже тогда активно рисовал и практиковал дизайн. В 2013-м у меня была первая персональная выставка в «Сити-Центре». Как-то давно написал портрет приятеля Бори Мальцева (владелец сайта «Кублог — Афиша Краснодара» — прим. ред.), показал одному–другому, и мне предложили участвовать в выставке. Я не хотел, но зачем-то согласился. Времени было мало, меня постоянно подгоняли, я писал в холодном гараже, пальцы мёрзли, думал: «зачем я вообще на это подписался». И тут я за выставку зарабатываю 250 тысяч рублей и за вечер прогуливаю их в ресторане.
Как совмещаешь искусство и работу?
Понедельник, среда, пятница —дизайн. Вторник, четверг, суббота — искусство.
А удовольствия от чего больше?
Живопись мне даётся легко. В дизайне приходится искать компромиссы. А когда начинаешь идти на поводу у клиента, получается полная «солома» в плане творчества — то чего и без меня полно в дизайне. Я недоволен, раздражён, заставляю себя работать через силу, мне это вообще не нравится. Компромиссы меня раздражают.
В живописи ты такой же бескомпромиссный?
Скорее более расслабленный. Если не получается, я просто отложу холст в сторону, а когда пойму, как написать, вернусь.
Откуда берёшь персонажей для картин? Одна из твоих работ — портрет Дудя. Весьма спорный персонаж.
Очень интересный персонаж. Во-первых, мне нравится, как он написан. Во-вторых, интересно то, что он не эрудит, не интеллигент, но на правильном пути развития. Этот путь он хорошо капитализирует, не ожидая лучшего момента, что бы начать.
Ну это же чистый хайп …
Какая разница, хайп или нет — если тебе это приносит пользу, отлично.
Ты художник ради денег или ради искусства?
50/50. Сейчас у меня только коммерческие работы, кроме Дудя. Его я себе оставил. И стадион я написал тоже для себя. Хотя мой приятель, который дружит с личной охраной Галицкого, хотел забрать у меня эту картину, но я пожадничал. Что мне Галицкий? Ну Галицкий и Галицкий. Молодец, стадион построил и школу футбольную мирового класса, это его дело, а это мое. Сейчас эту работу повесят в органном зале ко дню открытия 21 сентября, которое посетит Глава Краснодарского Края и глава нашего города.
Ты для меня — удивительный персонаж. Хороший дизайнер: видела несколько твоих проектов. При этом никогда не появляешься на местных мероприятиях, даже образовательных.
Так я и шампанское не хожу пить (смеётся). А если серьёзно, то скучно мне на этих мероприятиях, и времени нет. Если открыть интернет, вся информация в свободном доступе.
Что определяет цену искусства?
Иногда аукцион. У художника есть стартовая цена, например, 50 т.р.. Насколько больше дадут — это и будет твоей ценой. Стоимость определяет покупатель, но и художник должен знать себе цену.
Какую картину ты бы повесил себе домой?
Отличную от всего. Я хочу сделать выставку работ, ближе к авангарду. Обязательно включу портрет Троцкого, который собираюсь написать по мотивам художника Юрия Анненкова. Противоречивая фигура товарищ Троцкий, я его раньше не переносил — на это есть исторические причины. Но мне нравится его авантюризм и удивительная способность влиять на массы без цифровых технологий. Злодеев ведь не запрещено писать.
Мне кажется, образ твоего мышления значительно шире, чем краснодарские рамки.
У меня появляется желание — в Москву уехать.
Тебя не смущает, что таких, как ты, там миллион на квадратный метр?
Мне всё равно. В Москве больше шансов встретить интересного клиента и реализовать свои амбиции, хотя... В сентябре берусь за проект там — небольшую квартиру в 90 квадратных метров. Дом — в старом фонде в пределах Садового кольца, и бюджет хороший. Здесь такое редко встретишь. Ко мне на днях приехал заказчик на S-классe AMG, ему по наследству достался дом. Он рассчитывал, что за 5 миллионов сделает и фасад, и всё внутри. Когда я ему сказал, что это обойдется дороже, ему не понравилось. Он ездит на этой машине и думает, что это самое дорогое, что вообще существует. Культура потребления отличается, знаю очень богатого москвича, который может покупать на каждую зарплату такой мерседес, но ездит он на «Тойоте». Тут я таких не встречал.
Ты недавно выиграл конкурс Pinwin. Победа повысила твою самооценку?
Надо больше трудиться, и количество перерастёт в качество. Ещё нужно быть честным по отношению к себе и признаваться в том, что где-то недоработал и исправляться. Иногда краснодарские дизайнеры в личной беседе имеют смелость признаться, что там не доделал, там недоработал. Но это уже более зрелые личности. Молодые пока не поймут.
Ты себя как-то рекламируешь?
Как-то пытался в «Яндекс Директ», но всё было бестолково — звонили те, кому надо подешевле.
Что будешь делать через 10 лет?
Хочу хорошую большую мастерскую, квадратов 200. И писать картины, но и проекты делать по одному текущему не более. Мне больше ничего не надо. Я с сожалением смотрю на людей, которые занимаются не своим делом, посещают бизнес-тренинги, которые их уродуют. Если бы меня в мастерской никто не отвлекал, возможно, я бы дизайн забросил. Я бы с утра до ночи писал.
Почему в Краснодаре нет нормальных курсов по дизайну?
А у нас и дизайнеров нормальных почти нет.